(Росич Петар) (29.08.1880, Плевля - 23.07.1937, Белград), архиеп. Печский, митр. Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский. Род. в многодетной семье торговцев Георгия и Христины Росич. В 1892 г. окончил начальную школу в Плевле, затем семинарию в Призрене (в исследованиях указываются разные годы окончания: 1899, 1900 или 1901), получил благословение митр. Рашско-Призренского Дионисия (Петровича) на продолжение обучения в России. В 1901 г. как стипендиат Синода РПЦ поступил в СПбДА, где в 1905 г. получил степень кандидата богословия. 30 апр. 1905 г. еп. Ямбургским Сергием (Страгородским) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество, 6 мая того же года рукоположен во иеродиакона, 6 июня - во иеромонаха. Во время пребывания в России сблизился с церковными кругами, посетил мн. рус. мон-ри. Оставил воспоминания о России (Сећање на Русиjу. Београд, 1935). В 1905 г. был назначен священником серб. посольства в Стамбуле, много сделал для объединения проживавших в тур. столице сербов, сотрудничал в выходившей в Стамбуле газ. «Цариградски весник», руководил серб. школой, сотрудничал с К-польской Патриархией.
Священным Синодом К-польской Патриархии 18 марта 1910 г. избран епископом Дебарско-Велесской епархии (Македония). 10 апр. хиротонисан с титулом «епископ Главиницкий» (Главиница - епархия в Эпире, некогда входившая в состав Охридской митрополии). Занимался церковным устроением в землях, отошедших к Сербии после балканских войн 1912-1913 гг. Во время первой мировой войны ушел вместе с отступающей серб. армией через Албанию к Адриатическому м., был переправлен на о-в Корфу, откуда в 1916-1917 гг. по желанию сербского правительства отправился с дипломатической миссией в Россию. В 1917 г. в качестве делегата Сербской Православной Церкви (СПЦ) принимал участие в заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был свидетелем революционных событий в России и стал активным противником большевизма. В 1918 г. вернулся на Салоникский фронт, на к-ром воевал Русский экспедиционный корпус. В 1919-1920 гг. был администратором юж. серб. епархий, где провел полную реорганизацию церковной жизни.
После объединения СПЦ и восстановления Патриаршества В. был избран 17 нояб. 1920 г. на Скоплянскую кафедру с возведением в сан митрополита. Принял в свою разоренную первой мировой войной епархию свыше 100 русских священников эмигрантов и несколько монахов из Валаамского монастыря для налаживания монашеской жизни, создал епархиальный печатный орган «Церковь и жизнь». 12 апр. 1930 г. избран и провозглашен Патриархом. В годы его Патриаршества происходит обновление церковной жизни, в 1932 г. были принят Устав СПЦ и более 40 церковно-адм. документов, восстановлено много порушенных церковных объектов, построены новые храмы и здание Сербской Патриархии, начато строительство храма свт. Саввы на Врачаре в Белграде. В его планы входило также создание Церковной музыкальной академии и ежедневной газеты Сербской Патриархии. В. оказывал значительную поддержку и покровительство рус. эмигрантам и всем рус. учреждениям и орг-циям в Сербии. В 1933 г. по просьбе бывш. своего учителя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) принял на себя посредничество в переговорах МП с РПЦЗ, в к-рых поддерживал сторону митр. Антония (Храповицкого). Допускал возможность включения РПЦЗ в юрисдикцию СПЦ как особого автономного образования. По инициативе В. и под его председательством осенью 1935 г. в г. Сремски-Карловци прошло совещание рус. епископов, находящихся за границей, на к-ром было выработано «Временное положение о Русской Православной Церкви заграницей» и на его основе достигнуты внешнее согласие и литургическое общение между рус. общинами (см. Русская Православная Церковь за границей). За свое теплое отношение к русским эмигрантам в воспоминаниях и мемуарах именовался Патриархом не только сербским, но и русским.
В. заботился о развитии миссионерства, много внимания уделял торжественности богослужения, выступал за сохранение серб. традиций и за единую Югославию. По инициативе В. в мон-ре Раковица была открыта синодальная иконописная школа под руководством иконописца и реставратора П. М. Софронова.
В. активно выступал против ратификации скупщиной конкордата между Ватиканом и Югославией. В записке, направленной 13 сент. 1935 г. правительству от имени Свящ. Синода, в специальном Меморандуме, принятом 5 дек. того же года, и в своих многочисленных выступлениях, напр. в Новогоднем послании 1937 г., В. особенно обращал внимание на отрицание конкордатом не только конфессионального, но и политического равноправия и свободы, гарантированных конституцией. Тяжелая болезнь В., внезапно вспыхнувшая во время работы Архиерейского Собора СПЦ в июне 1937 г., на котором обсуждалась позиция СПЦ в отношении внесения конкордата на ратификацию в скупщину, породила слухи о его отравлении. В. уже не смог председательствовать на следующем, внеочередном, Архиерейском Соборе, открывшемся 8 июля в день внесения конкордата на ратификацию. 19 июля молебен и последующий крестный ход о здравии В. перерос в кровавое столкновение участников шествия с жандармерией и получил название «Кровавого крестного хода». 23 июля конкордат был ратифицирован скупщиной, но последовавшая в тот же день кончина В., хотя он скорее всего не узнал о случившемся, и реакция на события общественности заставили правительство поначалу отложить, а потом отказаться от внесения конкордата на утверждение в Сенат (см. статьи Сербская Православная Церковь, Югославия). Диагноз заболевания и причины смерти В. до сих пор не выяснены. Похоронен в храме свт. Саввы на Врачаре в Белграде.